В истории российской цивилизации в XVII в. Вызванный внешними обстоятельствами, он проходил в особых, обусловленных культурой и социальным строем формах.
Жития святых. Патриарх Гермоген.
Русские города присягали то одному правителю, то другому; бояре и дворяне искали пользы себе, но не Отечеству; казаки и холопы грабили соотечественников, царский трон стремились захватить безродные авантюристы. Как же так случилось, что могучее государство, с честью прошедшее через испытания монголо-татарского ига, раздробленности и опасных войн с соседями, оказалось в такой печальной ситуации? Смерть в Угличе в г. Неурожай — гг. Между тем Речь Посполитая поспешила воспользоваться появлением в Польше молодого русского дворянина, объявившего себя «чудом спасшимся» сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием. Можно отметить и предательство и подлость ставших нормой как для простого люда, так и царей, вспомним печально известного Василия Шуйского, и бессмысленное убийство царевичей Дмитрия и юного Федора Годунова, позор царевны Ксении, появление лжеправителей разного ранга.
Посвящается летию героической обороны Пафнутьева монастыря от польско-литовских интервентов. Опыт преодоления Смуты начала XVII века незаслуженно был забыт в истории нашего государства и подвиг новомучеников и исповедников Российских XX века только начинает открываться. В своем докладе, не претендующем на полноту исследования, мне бы хотелось найти сходство двух исторических эпох XVII и XX века, попытаться представить их как звенья одной непрерывной вневременной цепи святости. Даже историкам сложно сказать, когда началась Смута и каковы ее причины.
Северо-восточная Русь пошла по иному пути. Стоявший во главе ее князь Александр Невский, даже находясь в вассальной зависимости от татарского хана, понимал, что главное зло для Руси - на Западе, там, откуда исходит опасность для Православия. И защита Православия Александром спасла историческую будущность России.